ПРОГРЕСС
группа компаний
Россия, РТ, Казань, ул. Я. Гашека, д.7
ПРОГРЕСС
группа компаний
Россия, РТ, Казань, ул. Я. Гашека, д.7
ПРОГРЕСС
группа компаний
Россия, РТ, Казань, ул. Я. Гашека, д.7

Болид, получивший прозвище «Восточный Porsche», впервые предстал перед публикой в сезоне 1975 года. В последующие годы ŠKODA 130 RS занимала призовые места во многих раллийных и кольцевых гонках. В числе самых значимых достижений модели — триумф на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам 1981 года и двойная победа на Ралли Монте-Карло 1977 года в категории до 1 300 см3.

ŠKODA 130 RS считается легендой в 114-летней истории участия марки в гонках. «130 RS продолжает формировать прекрасную репутацию ŠKODA в автоспорте и по сей день, — отмечает Михал Велебны (Michal Velebný), менеджер по реставрации музея ŠKODA. — Вывести этот болид на трек в бывшей коммунистической Чехословацкой Республике было непростой задачей, показавшей высочайшие технические навыки и невероятную преданность делу команды разработчиков и инженеров ŠKODA того времени».

Руководитель ŠKODA Motorsport Михал Храбанек (Michal Hrabánek) добавляет: «ŠKODA гордится своими богатыми автоспортивными традициями и культовыми гоночными болидами, такими как 130 RS. Столь великое наследие также служит стимулом к нашему участию в текущих спортивных соревнованиях. Главными достижениями сезона 2015 для марки стали четыре победы в WRC 2, четыре национальных титула за рулем новой ŠKODA Fabia R5 и четвертый подряд титул чемпионата APRC».

В 1970-х и 80-х ŠKODA 130 RS была известна как «Восточный Porsche». За год до презентации модели марка уже заложила фундамент для новой эры ŠKODA в автоспорте, разработав три гоночных прототипа ŠKODA 200 RS для участия в категориях с большим объемом двигателя. До этого чешский автопроизводитель в основном выдвигал на соревнования автомобили в категории до 1 300 см3. 200 RS стала первой моделью ŠKODA с аббревиатурой RS, сокращенно от «Rally Sport».

Прототипы 200 RS не соответствовали новому официальному техническому регламенту, поэтому ŠKODA сконструировала болид 130 RS. Автомобиль получился очень легким и весил всего 720 кг. Отдельные элементы кузова — крыша, капот и наружные корпусы дверей — были выполнены из алюминия. Крылья и панель капота изготовили из армированного стеклопластика (FRP). При создании болида использовался передний мост от 200 RS, в то время как задний мост был разработан специально для нового автомобиля. Модель также получила надежную защитную раму от серийной ŠKODA 110 R.

ŠKODA 130 RS оснащалась 1,3-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем типа OHV. Мотор мощностью 140 л.с. разгонял автомобиль до 220 км/ч. Секрет недюжинных спортивных возможностей болида заключался в использовании двух карбюраторов Weber, восьмиканальной головки блока цилиндров и сухого картера. Цилиндры и картер были выполнены из алюминия, а головка цилиндра — из литейного чугуна. Болид получил четырехступенчатую трансмиссию. Изначально существовала версия с пятью передачами, но впоследствии она вышла из эксплуатации в связи с изменениями в официальном регламенте в 1976 году.

Результат сочетания современных технологий проектирования двигателя, легковесного дизайна и точной настройки автоспортивных компонентов оказался впечатляющим. Новый болид успешно открыл гоночный сезон 1975 года на Кубке мира и дружбы Чехословакии. Пилоты за рулем ŠKODA 130 RS заняли первые три места в общих зачетах.

На протяжении следующих лет модель занимала призовые места во многих престижных кольцевых гонках на родине и за рубежом. Величайшим триумфом стала общая победа ŠKODA на Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам 1981 года. Годом ранее ŠKODA 130 RS уже достигла впечатляющего результата, завоевав третье место в Чемпионате Европы.

Кроме того, ŠKODA 130 RS произвела сенсацию на национальной и международной раллийных аренах. Первые победы в Чехии модель завоевала уже в дебютном сезоне 1976 года. Звездный час 130 RS настал на Ралли Монте-Карло 1977 года, где болид принес марке двойную победу в категории до 1 300 см3. За рулем двух победных автомобилей находились экипажи Блахна/Главка (Blahna/Hlávka) и Западло/Мотал (Zapadlo/Motal). Год спустя последовала победа на Ралли Швеции. В 1980 году ŠKODA 130 RS захватила лидерство на Ралли Барум, заняв позиции с первой по пятую. Еще немало побед было завоевано до сезона 1983 года.

Эпоха успехов 130 RS закончилась в 1983 году. Ранее продленная омологация FIA истекла. ŠKODA продолжила участие в автоспортивных соревнованиях с болидом 130 LR (130 л.с.), но он не смог повторить достижений предшественника.

Громкая слава скоростных RS-моделей ŠKODA, берущая начало с болида 130 RS, отражает мощь и эмоциональную силу бренда и в наши дни. Octavia RS 230 является самой последней моделью ŠKODA из серии RS и представляет собой спортивную версию успешной Octavia RS. Цифра «230» в названии отсылает к увеличенной мощности спецверсии: под капотом располагается бензиновый двигатель 2.0 TSI, разгоняющий автомобиль от 0 до 100 км/ч за 6,7 секунд. По закону максимальная скорость теперь ограничена до 250 км/ч, что делает Octavia RS 230 самой быстрой серийной Octavia за всю историю марки.

ŠKODA представлена в автоспорте с 1901 года. Победы в гонках и гоночных сериях по всему миру подчеркивают технологическую экспертизу производителя. Отцы-основатели марки Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент (L&K) положили начало автоспортивным успехам марки. В 1901 году, спустя всего два года после презентации первого двухколесного транспорта L&K с мотором молодой заводской пилот Нарцис Подсеничек (Narcis Podsedníček) принял участие в гонке на выносливость Париж-Берлин, управляя одноцилиндровым мотоциклом марки.

Помимо 40-летнего юбилея 130 RS, этом году компания ŠKODA AUTO празднует несколько других важных дат, включая 120-летие основания компании Лаурином и Клементом и 110-летие производства автомобилей в Млада-Болеславе, что позволяет отнести марку к одним из старейших автопроизводителей в мире. Компания, основанная в 1895 году, сегодня является успешным международным брендом с широким портфолио из 7 моделей и около 40 спецверсий. Впечатляющая цифра в 17 миллионов автомобилей, произведенных с 1905 года, подчеркивают силу ŠKODA.